КаталогКонтактыСсылкиПоиск
Главная arrow Статьи arrow О творчестве Андрея Герасимюка
 
pic7.jpg
 
Главное меню
Главная
Каталог
Новости
Статьи
Ссылки
Контакты

О творчестве Андрея Герасимюка Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
08.04.2009г.

Евгений Голубовский

 Энергия любви

 

      К каждому настоящему художнику со временем приходит успех. Печально, если это случается в конце жизни, а то и после нее. Радостно, когда вовремя – в зрелые годы. Именно так счастливо складывается творческая жизнь одесского художника, замечательного акварелиста Андрея Герасимюка

     Можно было бы сказать, что успех задел его своим крылом еще два года назад, когда в Одесском музее западного и восточного искусства прошла его совместная (!) выставка с мэтром одесской живописной школы Орестом Слешинским. Но все-таки это было еще преддверие настоящего успеха. Именно за последний год Андрей  Герасимюк «взял планку», выражаясь спортивной терминологией, о которой мечтают многие акварелисты мира. Его работы, преодолев конкурсы, в которых участвовали тысячи художников, попали на три престижнейшие выставки мирового класса – Королевского общества акварелистов в Лондоне, юбилейной выставки американского журнала «Артист мэгэзин» и петербургской выставки, устроенной к 120-летию Общества русских акварелистов.
 
    Чем же привлек жюри этих престижных выставок 39-летний одесский художник? Об этом чуть позже, а сейчас о другом, быть может, не менее важном. Нередко бывает, что признание к мастеру – художнику, писателю, режиссеру – приходит со стороны. В который раз повторяют: нет пророка в своем отечестве. К счастью, в случае Герасимюка  все происходило не так.

    В Одессе, окончив художественное училище имени М.Грекова в 1992 году, Герасимюк буквально с того же года включился в выставочный процесс. Через год-два его заметили и собиратели и художественные критики. Помню, как радостью открытия Андрея Герасимюка  делился с друзьями, с читателями газеты «Вестник региона», журнала «Одесса», альманаха  «Дерибасовская - Ришельевская» Олег Губарь. У молодого художника уже около десяти персональных выставок. Так что успех к Андрею Герасимюку пришел не только из-за рубежа, но и укреплялся в Одессе.

    Именно Одесса долгое время была главной «натурщицей» художника. Своей влюбленностью в непарадное, будничное, трогательно морщинистое лицо города Герасимюк делился со своими зрителями. «Захолустье», «Пятница», «Улица Дальницкая, 29» - вроде бы незамысловато называл художник свои акварели. Но в каждой была радость встречи – с солнечным городом, с дыханием моря, с игрой теней на штукатурке, была живая жизнь города, а не подарочный, выхолощенный набор «видов».

    Для себя я сформулировал, что привлекает меня в этих листах. И назвал стиль художника «магическим реализмом».

    Как-то в последние десятилетия, после отрицания так называемого «социалистического реализма», который не был ни социалистическим, ни реализмом, а был помпезным пропагандистским плакатом, растиражированным в виде живописи, графики и многих других искусств, мы долгое время пугались понятия – реализм. Думаю, это уже в прошлом. Мы осознали, что у Рембрандта был свой реализм, у импрессионистов – свой…

    И вот эта радостная любовь к городу, к Черному морю, к неказистым крышам, к деревянным балконам во дворах, любовь, которая превращает город, в котором мы живем, в мифологизированный город, в поэму о городе, в лирические стихи – и есть магия художнического взгляда, магический реализм Андрея Герасимюка.

    Я мог бы назвать его акварели изысканными. И это было бы правдой. Я мог бы сказать, что в них декларируется отсутствие всякой демонстративности, они радостны и печальны, как сам город. И все же главное – они гипнотически привлекательны. И уже непонятно, то ли Одесса столь гипнотически завораживает зрителя, то ли Андрей Герасимюк погружает своего зрителя в одесскую медитацию, в одесскую нирвану.

     Недавно ушедший от нас Сергей Князев писал, что «Одессу портретировали с рождения, но при этом, как объект для творчества она не утратила своей актуальности. Одесский глаз воспринимает красивое, как должное…». Полностью соглашаясь с этим тезисом, на примере Андрея Герасимюка хочу подчеркнуть, что и будничное, не яркое, обыденное в Одессе, если художник вложил в свое произведение энергию любви, мы воспринимаем как должное. Не надо «делать нам красиво», любовь, радость, естественность прекрасны сами по себе.

    Параллельно основной теме – городскому пейзажу – в 2007 году у Андрея возникает серия иронических, фантазийных бытовых сцен. Красноречивы сами названия листов: «Гороховый суп», «Пиво», «Водка», «Молоко». Это жизнь взрослых, словно увиденная глазами ребенка, доведенная до абсурда. Но ничего карикатурного, сатирического, избави Боже, здесь нет. Это не в природе Андрея Герасимюка. Все та же добрая, мягкая улыбка. Даже не ирония над миром, человечеством. Отнюдь. Это еще одна сторона жизни города, которую именно так, в шутливо фантазийном круговороте увидел художник.

    И, наконец, акварели последнего года. В них острая, неожиданная композиция. Все больше жизнь людей волнует мастера, жизнь людей в окружении домашних животных, в окружении предметов быта. Нет уже в живых отца Андрея, но он живет в его акварели, работает в яблоневом саду, и столько в нем незащищенной нежности, любви…

    Энергия любви. Движущая сила, определившая смысл разговора художника со своим зрителем, с теми, кто  легко отыщет акварели Андрея Герасимюка на любой, самой многолюдной выставке.

    Несколько слов о технике письма. Акварель – трудная техника. В картине маслом художник много раз может писать и переписывать, менять композицию, детали, уточнять колорит. В акварели – виртуозном искусстве мгновенного действия нужно сразу созидать уверенно и навсегда.

     И вот тут Андрей Герасимюк, вопреки сложившейся традиции, внес изменения в привычный метод создания акварели. Он пишет ее в несколько сеансов. Возвращается. Накладывает еще один цвет, уточняет рисунок. Недавно он написал парный портрет двух сестер. Восемь сеансов работы. А ощущение, что все сделано на одном дыхании.

    Верите или нет, но магический реализм существует. И подтверждают это акварели Андрея Герасимюка.

 
< Пред.